лепра в астрахани что такое
В Астраханской области выявлено семь случаев заболевания проказой
В Астраханской области выявлено семь новых случаев заболевания проказой (лепрой). Дерматологи объяснили: лепра – это хроническое заболевание, вызываемое микобактериями и протекающее с поражением кожи, периферической нервной системы, иногда глаз, верхних дыхательных путей выше гортани, а также кистей и стоп.
В Астрахани изучением лепры занимается Научно-исследовательский институт. Директор НИИ по изучению лепры Виктор Дуйко рассказал, что В регионе выявлено семь новых случаев заболевания. Шесть – это заболевшие впервые. А еще один мужчина с проказой наблюдался ранее. Но после лечения он нарушал режим, выпивал, поэтому болезнь активизировалась. Все заболевшие – люди пожилого возраста, за 60 лет.
По данным НИИ, единственном в России, в этом году по всей стране не было зафиксировано других случаев этого заболевания, а в прошлом – всего два, в Ставропольском крае и в Московской области. По словам главы НИИ, всего на диспансерном учете в институте состоят 125 жителей региона, переболевших лепрой. При этом всего таких больных в России 250. 60% всех больных в стране – жители Нижнего Поволжья.
Создатель «Новичка» Леонид Ринк: о CОVID-19 и отравлении Навального
Гинцбург: обязательная вакцинация от COVID-19 не предполагает принуждения и наказаний за отказ от прививки
Лекарство от COVID-19 существует, и было создано российским ученым в 2016 году?
В результате ДТП с участием «Газели» в Астраханской области травмы получили восемь человек
Издание Avia.pro допустило возможность удара американских ракет Tomahawk по ДНР и ЛНР через Крымский мост
NetEasе об ответе министра обороны РФ на заявление Крамп-Карренбауэр о сдерживании Москвы: Шойгу «шокировал мир одной фразой»
ДТП под Астраханью с участием «Камаза» унесло жизни четырёх человек
Полицейские задержали уроженцев Астраханской области, которые избили мужчину в подмосковном рейсовом автобусе
Почему в России так много одиноких женщин
Си Цзиньпин заявил, что Китай и Тайвань должны объединиться
В Астраханской области спасатели задействованы в поисках семерых пропавших на катере
Станьте членом КЛАНА и каждый вторник вы будете получать свежий номер «Аргументы Недели», со скидкой более чем 70%, вместе с эксклюзивными материалами, не вошедшими в полосы газеты. Получите премиум доступ к библиотеке интереснейших и популярных книг, а также архиву более чем 700 вышедших номеров БЕСПЛАТНО. В дополнение у вас появится возможность целый год пользоваться бесплатными юридическими консультациями наших экспертов.
Неужели лепру победили: что ждет астраханский и единственный в России НИИ по изучению лепры в ближайшее время?
Астраханская областная организация профсоюза работников здравоохранения РФ выражает озабоченность дальнейшей судьбой астраханского Института лепры, его научных сотрудников, медицинских работников и пациентов.
ФГБУ «Научно-исследовательский институт по изучению лепры» Министерства здравоохранения РФ единственный в нашей стране. Начиная с 1926 года, здесь не только успешно лечат это инфекционное заболевание у пациентов всего Нижнего Поволжья, но и изучают причины его возникновения, наиболее успешные методики лечения и меры по предупреждению лепры. Сюда до сих пор ездят за опытом представители медицинского научного сообщества не только из России, но и из стран зарубежья.
Созданный еще в СССР и сохраненный до настоящего времени на базе Института лепры лепрозорий, где оказывается специализированная медицинская помощь таким больным, уникален: наука в тесном взаимодействии с практикой – вот что из себя представляет сегодня НИИ.
Всего же в нашей стране, помимо астраханского, функционирует еще три лепрозория (но в них оказывается только специализированная медпомощь, а научные исследования там не проводятся): Терский, где лечатся больные с Северного Кавказа, Абинский на Кубани, для местных уроженцев, и, наконец, совсем маленький лепрозорий в Сергиевом Посаде для жителей всей остальной (северной) части нашей страны.
Для справки
Возбудитель заболевания лепры, микобактерия leprae была открыта норвежским ученым Герхардом Хансеном в 1873 году.
Сейчас лепра является эндемическим заболеванием в более чем 100 странах мира, при этом ежегодно регистрируется порядка 200 000 новых случаев, и более 4 миллионов человек имеют инвалидизирующие осложнения. Заболеваемость лепрой в РФ носит спорадический характер, однако за последние годы число новых случаев заболевания существенно увеличилось. Если ранее каждые 5 лет регистрировался один новый случай лепры, то за последние 5 лет только в Астраханском регионе выявлено 12 больных лепрой. В нынешнем году – 4 новых случая.
Почему НИИ лепры был создан именно в Астрахани?
Лепрой в древности болели часто, зачастую целыми семьями. Исторически так сложилось, что по территории современной Астраханской области проходил шелковый путь, кочевники занесли сюда лепру. Заболевание прогрессировало, количество больных увеличивалось. Уже в Средние века возле каждого крупного города был свой лепрозорий.
Разве лепру победили?
В 50-х годах прошлого века произошел настоящий прорыв в лечении болезни. Ученые разработали эффективные препараты сульфонового ряда, которые успешно начали бороться с лепрой. И здесь не обошлось без астраханских медиков, которые проводили клинические испытания.
Вакцины от лепры не существует. И это факт. Однако еще в 90-х годах прошлого века ВОЗ обещала искоренить лепру к 2000 году, потом к 2020-му. Но, увы.
Сейчас в мире выявляется порядка 200 тысяч новых случаев в год. Из них 75% случаев – в Индии, 30 тысяч заболевших – в Бразилии, дальше Индонезия, африканские страны. Согласно отчету ВОЗ, в 2018 году на всю Европу пришлось 50 новых заболевших, из них несколько – в России. И большинство, как всегда, в Астраханской области. Наш регион, к сожалению, исторически является эндемичным.
Астраханские лепрологи говорят о том, что в последние годы стали выявлять все новые случаи заболевания.
Только здесь, в астраханском НИИ могут распознать эту грозную болезнь, чей инкубационный период порой длится десятилетиями! До сих пор нередки случаи, когда пациентов годами «лечат» от чего угодно, но только не от лепры. И в лепрозорий такой человек попадает уже на крайней стадии заболевания, глубоким инвалидом.
Реорганизовать и точка
Еще пять лет назад Институту Лепры существенно снизили финансирование, мотивировав решение тем, что новых случаев заболевания за последние годы выявлено не было. Дальше – больше: два года назад Минздрав РФ отнес Институт лепры к третьей категории научных организаций с формулировкой «утратившего научную деятельность в качестве основного вида деятельности и перспективы развития».
Но как можно сравнивать столичные НИИ, где ежедневно проводят высокотехнологичные операции по новейшим методикам вкупе с исследованиями по различным нозологиям и Институт лепры, где исследуют и лечат больных с единственным заболеванием годами и также годами контролируют состояние контактных пациентов?!
Научная жизнь здесь не останавливалась никогда: с успехом продолжается защита кандидатских диссертаций, в работе – получение патентов на изобретения. В том же 2018 году здесь, в астраханском НИИ лепры представили новейшую тест-систему, которая позволяет определить, болеет ли человек лепрой или нет всего за сутки. Эта разработка с успехом может быть использована в миграционной службе. Разве это не новое достижение?
Вариантов дальнейшего развития событий предложили три: смена руководства, реорганизация, либо присоединение научных сотрудников к Астраханскому ГМУ. В этом случае судьба медицинских работников и самих пациентов так и не разъяснена. Хотя последних обещали перевести за 700 км в Терский лепрозорий. Что же будет с уникальным научным фондом самого НИИ Лепры – тоже непонятно. Неизвестно и то, как быть с дальнейшей реабилитацией больных лепрой, без которой у них возможен рецидив болезни. Трудно представить, что они (а это зачастую тяжелые пациенты преклонного возраста) будут несколько раз в год ездить в Терский лепрозорий. Но все эти вопросы, похоже, волнуют только самих сотрудников Института, но никак не федеральных чиновников.
Что же касается двух оставшихся вариантов со сменой руководства или реорганизацией Института – все также покрыто завесой неизвестности.
И сами пациенты, и сотрудники Института пытались бороться. В открытых письмах они обращались и к Президенту, и в Министерство здравоохранения РФ. Ответом стал приезд федеральных чиновников, но вот о том, какое решение принято в итоге, снова молчание.
Не так давно ВОЗ назвала новый девиз стратегии борьбы с лепрой: к 2030 году прийти к нулю но новым случаям заражения! Так может быть уже оставить астраханский НИИ без пресловутых реорганизаций и дать медикам в тесном взаимодействии с научными сотрудниками продолжать свою кропотливую ежедневную работу, вытаскивать пациентов из лап этой древней и очень сложной болезни? Но это вопрос уже скорее риторический…
Вместо постскриптума
Неужели ситуация с новой коронавирусной инфекцией, которая обнажила все «болевые точки» в современном здравоохранении и в частности в инфекционной службе – нас так ничему и не научит? Так ли необходимо сейчас проводить реорганизацию или разделять и без того маленький коллектив, вернее одну большую семью, которой они стали за все эти годы из научных сотрудников, медиков и их пациентов? Уничтожить годами созданный успешный опыт лечения – легко, а что потом?
И кто сейчас даст гарантию и где мы будем искать виноватых, когда вдруг (не дай бог) лепра снова даст знать о себе новыми масштабами заболевания. А наш регион вернет себе горькую славу «самого крупного очага» лепры.
В Астраханской области резко увеличилось число заболевших проказой
Семь случаев с начала года
НИИ лепры. Фото: Яндекс.Панорамы
С начала 2018 года в Астраханской области было зафиксировано семь новых случаев заболевания лепрой (проказой). В прошлом году их было всего два, а до этого лепра десятилетиями не фиксировалась в регионе, — сообщил депутат Госдумы РФ Олег Шеин. Для сравнения, по официальным данным с 1996 по 2007 год было обнаружено 43 случая заболевания лепрой на территории всей страны.
Лепра поражает в основном кожу, слизистые оболочки и поверхностно расположенные нервы. Сейчас заболевание научились полностью излечивать, однако если его запустить, то оно может привести к выраженной деформации участков тела. Первым симптомом, как правило, является появление нечувствительного пятна на коже.
Как отметил депутат, поскольку лепра — заболевание с очень длительным инкубационным периодом (от заражения до появления симптомов может пройти 15-20 лет), то ее распространение означает, что система профилактики и раннего выявления уже подточена. При этом политика министерства здравоохранения РФ, по словам Олега Шеина, привела к сокращению возможностей расположенного в Астраханской области НИИ лепры (единственный в стране, находится на проезде Воробьева, микрорайон Юго-Восток). «После введения новых требований к стоматологическим кабинетам была закрыта стоматология и теперь находящиеся на учете больные (примерно 150 человек) посещают общие зубоврачебные кабинеты. А введенные летом новые стандарты рискуют вообще ликвидировать НИИ», — отметил парламентарий.
В 2015 году тема резкого сокращения финансирования института лепры уже всплывала — и решением проблемы также занимался Олег Шеин. Тогда, правда, дела обстояли чуточку лучше — зубоврачебный кабинет, например, еще не закрыли, но ему резко уменьшили финансирование. С профилактикой, однако, дела обстояли плохо уже тогда.
«В [2014] году был выявлен запущенный случай заболевания в Таджикистане. Больной — мужчина лет тридцати — буквально недавно дважды работал в Подмосковье, Химки, на строительстве федерального медицинского центра. Случайно было обращено внимание на явные следы поражения, вплоть до знаменитой «львиной морды», и возникло предложение к астраханским врачам провести проверку. Провели. Все подтвердилось. Начали лечить. В чем выигрывали все — окружающие люди (включая граждан России), наука и сам заболевший человек. Но тут вмешалась российская бюрократия. Она заставила прервать лечение — как же, иностранец! — и отправила бедолагу обычным поездом среди других пассажиров по месту жительства. Если бы поезд шел не из Астрахани, а, к примеру, из Москвы, то его соседом мог оказаться любой из вас, Ваших близких и друзей. Таковы российские правила здраво-охранения (!). Любопытно, если бы человек был болен чумой или сибирской язвой, его тоже бы депортировали подобным образом со ссылкой на недопустимость расточительства бюджета?»
Блог Олега Шеина, 7 апреля 2015 г.
Парламентарий назвал ситуацию безответственной и пообещал, что сделает все возможное, чтобы деятельность института лепры продолжалась. «Несколько лет назад Минздрав уже пытался уничтожить институт. Как депутат я тогда вмешивался и не допустил этого. И если потребуется, вмешаюсь еще раз», — сообщил Шеин.
Вся правда о «вспышке» проказы в Астраханской области
Обеспокоенные жители Астраханской области продолжают обсуждать «вспышку» лепры. Зафиксированные с октября прошлого года по октябрь нынешнего семь случаев (один из них – рецидивный) заболевания лепрой среди астраханцев говорят о том, что изучать это сложное заболевание и работать над эффективными методами его лечения необходимо как никогда.
Один на страну
О вновь зарегистрированных больных лепрой сообщил директор астраханского НИИ по изучению лепры, доктор медицинских наук Виктор Дуйко. За его подписью на имя главы Минздрава РФ Вероники Скворцовой направлено письмо, в котором содержится просьба о рассмотрении и скорейшем решении вопроса о переводе института в статус федерального казначейского управления. Астраханский научно-исследовательский институт по изучению лепры – единственный в стране.
Кожники решили перепроверить
На сайте НИИ еще в мае этого года появилась информация о том, что за последние 10 лет в Нижнем Поволжье вновь зарегистрированы семь больных лепрой. Тогда отмечалось, что пятеро из них – жители Астраханской области, причем мужчины – с многобактериальной формой лепры, женщины – с малобактериальной. Средний возраст вновь выявленных больных – 70 лет.
В четырех случаях зафиксирована поздняя диагностика заболевания. При этом подчеркивалось, что больные ранее лечились в кожно-венерологическом диспансере, другой больной, перенесший туберкулез, обследовался еще в онкодиспансере. Всех пациентов направили из кожвендиспансера, там обратили внимание на долгое время незаживающие пятна на теле больных. В НИИ лепры диагнозы подтвердились.
Таилась 40 лет
Как отмечают сотрудники НИИ, источник заболевания выявить затруднительно, поскольку инкубационный период был длительным (вообще он может длиться десятки лет). Достоверно установлено, что один больной многобактерильной лепрой мужчина явился источником заболевания малобактериальной лепрой своей жены. Ранее, в 2015 году, диагноз подтвердился у 47-летней астраханки, у которой болели оба родителя и бабушка по материнской линии. Инкубационный период в данном случае продолжался около 40 лет, сообщается на сайте.
В центре города
НИИ по изучению лепры, где проходят лечение пациенты, находится практически в центре города – на ул. Н. Островского, поэтому астраханцы высказывают опасения, что такое соседство может быть небезопасным для здоровья людей. Однако врачи уверяют, что это заблуждение. Большинство пациентов, проходящих лечение в лепрозории, могут свободно находиться среди других людей.
Требуется профилактика
В середине октября НИИ направило письмо в адрес министра здравоохранении РФ, в котором указывается, что в Астраханской области проживает 60% стоящих на учете больных. Такой показатель, а также вновь выявленные случаи заболевания говорят о том, что в регионе необходимо продолжать проводить противолепрозные мероприятия на практике, научно-исследовательские разработки с целью контроля и профилактики лепры.
Тест для туристов и мигрантов
По словам директора НИИ Виктора Дуйко, несмотря на малочисленный штат научных сотрудников и финансовые трудности (впервые руководитель института забил тревогу три года назад, когда начали урезать ассигнования и сокращать штат научных сотрудников), институт выполняет госзадания Минздрава. Так, в этом году получен патент на тест-системы для диагностики лепры. Тест предлагается включить в обязательное исследование мигрантов. А с учетом развития туризма это поможет контролировать импорт лепры из стран с эндемическими очагами.
Необходимость перевода НИИ в статус казначейского учреждения его руководитель объясняет проблемами с финансированием. «К сожалению, до сих пор в обществе сохраняется лепрофобия (боязнь больных с таким диагнозом), что препятствует возможности внебюджетного финансирования, которое на сегодняшний день полностью отсутствует», – отмечается в письме к главе Минздрава.
«Любит» дельты рек
Лепра (проказа) – самая древняя болезнь в истории человечества. Это хроническое инфекционное заболевание, которое сопровождается поражением кожных покровов, периферической нервной системы, глаз и слизистых оболочек верхних дыхательных путей.
Возбудитель передается воздушно-капельным путем. Входными воротами для инфекции являются слизистые верхних дыхательных путей. Кроме человека, источником заражения может служить девятипоясной броненосец, обезьяна или буйвол. Также возможно инфицирование при длительных кожных контактах. Зарегистрированы единичные случаи заражения при нанесении татуировок и после проведения хирургических вмешательств.
Считается, что микобактерии предпочитают сосредотачиваться в дельтах рек. Возможно, поэтому Астраханская область продолжает оставаться активным эндемическим очагом лепры. Традиционно в нашем регионе это заболевание фиксировалось в Икрянинском, Володарском и Камызякском районах.
Импорт проказы
Ситуация дает ученым основания делать вывод о том, что Астраханская область продолжает оставаться активным эндемическим очагом лепры в стране. Врачей настораживают и случаи завозной лепры. Они связывают это с неконтролируемыми миграционными процессами и развитием туризма. Так, в 2013 году лепра была выявлена у мигранта из Таджикистана. Отметим, что сегодня основными очагами лепры являются такие страны, как Индия, Бирма и Непал.
Николай ИВАНОВ: О лепрозории в Астрахани
«Научно-исследовательский институт по изучению лепры» Министерства здравоохранения Российской Федерации создан в 1948 году на базе Астраханского клинического лепрозория, существовавшего с 1896 года.
Тогда на этом месте была обычная степная пустошь, жилья рядом не было. Трудно представить, чтобы подобное заведение открыли в густонаселённом районе Астрахани.
Но теперь именно в таком месте и оказался институт по изучению проказы.
За этим заборчиком расположен НИИ по изучению опаснейшего заболевания
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Научно-исследовательский институт по изучению лепры» министерства здравоохранения РФ, расположенное в Советском районе Астрахани по адресу: проезд Н.Островского, д.3 занимает большую территорию между проездом Н.Островского и проездом Воробьёва. Институт лепры по всему периметру обнесён металлической оградой, которую без особых усилий можно преодолеть в обоих направлениях – как со стороны института, так и со стороны ещё незаражённого города. На территорию института могут проникнуть вездесущие бомжи и астраханцы, желающие чем-нибудь обогатиться. С территории НИИ могут пробраться в город больные лепрой с целью покупки спиртного, которым их, естественно, бесплатно не снабжают. Нетрудно представить множество контактов, в которые могут вступить больные в городе, а здоровые – в институте лепры.
Чем это может грозить – нетрудно представить.
Конечно, руководство института может заявить, что на территории, обнесённой металлической оградой, не проживают прокажённые, но в это слабо верится, потому что изучать лепру без больных лепрой совершенно невозможно.
Лепрозорию не место в полумиллионном городе.